Светлое прошлое Екатеринбурга. Мир дворцам, война хижинам!

Город
В 1945 году почти вся европейская часть РСФСР к западу от Волги (за исключением двух столиц и северных территорий) лежала в руинах. Тыл выглядел немногим лучше: городское развитие в нем практически остановилось. Промышленность и общественный транспорт были полностью переориентированы на военные нужды. Перенаселение, вызванное массовой эвакуацией, привело к укоренению «временного» барачного быта и к повторному появлению землянок, от которых едва успели избавиться к концу 1930-х.

Из этих руин, как Феникс из пепла, должен был восстать городской СССР. Его первыми строителями стали немецкие военнопленные, к которым «подключились» заключенные ГУЛАГа, а к ним — вернувшиеся с фронта граждане на общих трудовых основаниях. С «руками» все было более-менее ясно, а репарации, взымавшиеся первое время в натуральной форме в виде оборудования и патентов, должны были обеспечить стройки новыми технологиями. Но дальше начинались сплошные вопросы.

Война смела прежние архитектурные планы. Что делать? Что, а главное — как теперь строить? Старые задачи наложились на новые. Людей по понятным военным причинам стало заметно меньше, но и потери в жилом фонде были колоссальными, поэтому демографическое давление не снизилось, особенно с учетом массовых перемещений. Ко всему прочему пафос победителя не позволял строить более простые здания, чем до войны. Необходимо было любой ценой строить «по полной», зафиксировать триумф.

Эта точка зрения, исходившая из Кремля, в итоге возобладала, что привело к настоящему расцвету архитектурных мастерских, которого не было с дореволюционных времен. Многие слышали про гигантский Дворец Советов в Москве, но на самом деле проектов городской застройки, представленных на конкурсы и даже победивших в них, но так и не реализованных, после войны были сотни или даже тысячи. Они могут спорить с теми, что были в итоге воплощены, и количеством, и качеством. Большинство из них впервые стали достоянием широкой публики только благодаря интернету.

Почти все мастерские, которые определили облик центральных улиц Свердловска, возникли во время войны или в первые годы после нее. Об авторских «школах» в этот период говорить можно с трудом, поскольку единый стиль диктовала идеология, а не мастера. Этот стиль получил название «большого». В обиходном языке риэлторов и не совсем хорошо подкованных в истории архитектуры журналистов он известен как «сталинский ампир».

Читать  В Ельцин Центре позаботились об автомобилистах

Источник: https://ekburg.tv/novosti/gorod/2015-02-06/svetloe_proshloe_ekaterinburga_mir_dvorcam_vojna_khizhinam

Оцените статью
Новости Екатеринбурга
Добавить комментарий